назад » Городские будни » 24 Апреля 2013 (Общество)

Глаза незрячих



ВНИМАНИЕ: Данное видео имеет устаревший формат!
С 31 декабря 2020 года. Adobe Flash Player более не поддерживается
т.к. его использование является не безопасным.


Для просмотра данного видео вы можете скачать его по ссылке ниже.


Скачать



Человек не может заглянуть в своё будущее. Для людей, ставших инвалидами в результате несчастных случаев, будущее, как правило, окрашено в темные цвета. А если человек лишился зрения, то этот цвет – чёрный. Как не потерять интереса к жизни, как адаптироваться к таким условиям, как доказать себе и окружающим, что не все еще потеряно?
 
Жизнь Сергея Богоноса разделилась на «до» и «после» в девятилетнем возрасте. Детская шалость обернулась полной потерей зрения. Потом были спецшкола, медицинский колледж, взрослая жизнь. Три года назад у Сергея появился новый друг и помощник – собака по кличке Ян. Ян – не простой восточно-европеец, он – собака-поводырь, воспитанная и обученная в особой школе. Уже три года он водит хозяина по городу, сопровождает в различных поездках.
 

Сергей Богонос:
Намного себя увереннее стал чувствовать. Раньше как ходил? Ждал, когда кто-нибудь придёт, сам один не передвигался, а когда появилась собака, уже всё, перестал бояться, перестал так много сидеть дома. Теперь с ним выдвигаюсь, везде хожу.
 
Другой житель Находки, Владимир Титок, потерял зрение уже в зрелом возрасте. Тоже несчастный случай, но связанный с профессией – Владимир работал сварщиком. Здоровый человек вряд ли может представить себе, какое невероятное напряжение сил потребовалось этому человеку для преодоления.
 

Владимир Титок:
Как все, всё видел, а тут на тебе: бац, и всё, и ночь. Не знаю даже, как выдержал. Лучше не вспоминать, конечно.
Кто-то проходит мимо – помогите туда дойти, когда потеряешься. Поначалу трудно было – вот так крутнешься вот так круг – всё, уже не знаешь, куда идти.
 
Сейчас Владимиру ориентироваться куда проще – недавно он обрёл четвероногого проводника, точнее, проводницу – немецкую овчарку Шани. По команде хозяина она ведёт его тем или иным маршрутом. Появилась вторая в Находке собака-поводырь благодаря знакомству Владимира с Сергеем.
 
Владимир Титок:
Да, это Серёга мне помог. Если б не Сергей, я до сих пор не имел бы собаки. Он пришел ко мне с собакой, я говорю: «Ну, а как ты ходишь?». «Ну как, взял и пошёл». Я говорю: «Да такого быть не может». «Одевайся». Я говорю: «Зачем?». «Одевайся. Пошли на улицу». Я говорю, ну а как ты себе представляешь: ты не видишь, я не вижу – куда мы пойдём с тобой? «Одевайся, пошли». У нас, говорит, есть, кому вести. Ну вот, я оделся, мы вышли. «Куда пойдем?» Я говорю, я не знаю. Ну, пошли в магазин, что ли. И вот мы пошли в магазин. И он повел нас в магазин. Мы пришли в магазин, зашли в магазин. Там чего-то мы взяли, вышли, и он привел сюда, прямо к подъезду.
 
Кто-то может подумать, что овчарок, признанных настоящими интеллектуалами собачьего мира, обучить подобной работе несложно, но это не так.
Существует государственная программа, обеспечивающая подготовку собак-проводников.
 
Сергей Богонос:
Официальная школа на всю Россию одна. В Купавне, Московская область. Там немного собак выдают в год. Это я, считай, быстро получил. Люди по пять, по шесть лет ждут.
 
Владимиру ждать пришлось недолго – уже через год Шани прибыла в Находку.
 
Владимир Титок:
Через год, да. Через год всего лишь. Так быстро! Не знаю: или то, что я названивал... Сергей говорит, что это, как бы, везение. Да, везение. Ну, я не знаю. Мне кажется, это благодаря Татьяне Алексеевне во Владивостоке, которая в главке Соцстраха, может, благодаря ей.
 
Каждую собаку подбирают для хозяина индивидуально. При подаче заявки инвалид заполняет подробную анкету, в которой указывает пожелания породы, пола... Учитывается и то, где он живет - в городе или сельской местности. Скажем, невысокому человеку не предложат активного крупного пса, которого трудно будет удержать на поводке.
До того как увезти собаку домой, будущий хозяин проводит в школе две недели.
 
Владимир Титок:
В гостиницу поселили. Инструктор первый поговорил со мной: «Завтра будете знакомиться». И вот на следующий день, помню, привели мне её. Привели, я её погладил, и она сразу ко мне, так, как-будто мы виделись, родня какая-то.
 
В определённом смысле и для Сергея, и для Владимира их собаки действительно родня.
Сергей Богонос:
Один раз подъехали, спросили: «Продай собаку?». Я в шоке был. Как это – друга продать? Друзей, говорю, не продают.
 
Собаки-поводыри знают много специальных команд и легко запоминают новые маршруты. Они не агрессивны – могут лишь предупредить хозяина об опасности. Хорошо чувствовать собаку помогает специальная шлейка.
 
Сергей Богонос:
По ней чувствуешь, как собака себя ведёт. Шлейка жесткая: чувствуешь, даже когда собака голову поворачивает на тебя.
 
Следует отметить, что собакам-поводырям вшиты специальные чипы, а также то, что на всё время службы они остаются в собственности государства. После того как они отправляются на службу, за его жизнью продолжают следить специалисты.
В России всего три процента инвалидов по зрению имеют собаку-поводыря, хотя в некоторых странах Европы эта цифра достигает 90 процентов. Интересный факт: на всё Приморье всего три таких собаки: две в Находке и одна во Владивостоке.
По словам Сергея, многие незрячие просто боятся взять на себя ответственность по уходу за животным, но как показывает практика, это не так уж и сложно, хоть и денег, выделяемых государством на их содержание, недостаточно.
 
Владимир Титок:
Не жалею, ни в коем случае. Нет, не жалею. Наоборот, благодарен тем людям, которые меня натолкнули вот на это, на правильную, как говорится, дорогу. Я так благодарен.
 
Время от времени Сергей и Ян идут в гости к Владимиру и Шани и тогда собакам - однокашникам и коллегам - позволено вволю порезвиться.
Собаки-поводыри не просто помогают незрячим передвигаться, они возвращают человеку социальную жизнь, избавляют от беды, которая идёт вслед за потерей здоровья – одиночества, дают хоть небольшой, но шанс найти работу.
У Сергея сейчас есть работа – он делает массаж, а вот Владимир не может найти хоть какой-нибудь несложной, доступной незрячему человеку работы.
 
Владимир Титок:
Я говорю, хоть какую-нибудь работу давали – ну, там, что-нибудь перебирать, что-нибудь как бы шкуркой там тереть, ну что-нибудь, чтобы я дома мог сесть и что-то делать, пусть оно там какие-то копейки стоит.
 
Для этих людей самое главное – не опускать руки, любить жизнь и не терять надежду в условиях, когда наше общество в целом стоит к ним вполоборота.
Как говорит Сергей, «надо двигаться».
 
По данным Всероссийского общества слепых, в России насчитывается 215 тысяч инвалидов по зрению. Почти все они не могут выйти из дома без посторонней помощи.

Информационное агентство «Каскад-Находка» специально для «Восток-ТВН» 2013г.
Корреспондент: Щербаков Михаил, Видеооператор: Киселев Александр, Монтаж: Евсеев Евгений

» Комментарии

Уважаемые посетители!


Убедительная просьба избегать в комментариях сообщений рекламного характера, личных оскорблений, призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, нецензурной лексики. Запрещается размещать ссылки на другие сайты Интернета. Личную переписку также в комментариях лучше не вести. Все комментарии, не отвечающие данным критериям, будут модерироваться или удаляться.

После проверки модератором Ваш коментарий будет добавлен.



В случае, если комментарий содержит информацию, могущую стать поводом для уголовного преследования, мы оставляем за собой право передать её в правоохранительные органы. Спасибо за понимание!


Надя

24 апреля 2013, Среда / 17:42
Хороший фильм. Давно таких на местном тв не было. Больше всего тронуло, что люди сами смогли о себе позаботиться, научились жить вслепую и готовы работать чтобы не уйти в депрессию, не спиться, не жаловаться. А что им может государство предложить, какую работу? Раньше незрячие какие-то радиоприборы собирали, или хотя бы прищепки. а сейчас что? Что может общество слепых, что делает для них, то есть для себя? Сделайте серию фильмов на эту тему. как в реальности живут инвалиды. Фестивали, где они показывают свое творчество - это хорошо. Но это дежурное, парадное мероприятие. а после фестивалей куда они идут. Вернее - кто идем навстречу их проблемам? Вот на отчаянное пожелание героя этого материала - работать хочу, могу дома что-нибудь делать - кто-нибудь откликнется? Хоть одному человеку может город, бизнес, общество что-нибудь предложить?